Институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право» – 2/2014)

 

практический журнал «История, философия, экономика и право»

Самусик Александр Михайлович

Российский университет дружбы народов

 

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В современный период развития Российской Федерации и современных нелегких для России экономических условиях, все более очевидна необходимость создания институтов поддержки, развития и защиты предпринимательства.

Государством предпринимаются активные попытки создания современной и отвечающей международным стандартам системы взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и государства, в том числе совершенствования правозащитных институтов защиты прав и законных интересов предпринимателей, одним из которых является институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (далее – «Уполномоченные»).

Институт уполномоченного по защите прав отдельных субъектов правоотношений общества и государства (омбудсмена) был впервые создан в Швеции в начале XIX века. Названный правозащитный институт, возникший как специфический юридический феномен скандинавского происхождения, в настоящее время функционирует во многих странах.

Идея создания института Уполномоченного по правам предпринимателей в Российской Федерации  выросла в недрах ОПОРЫ России – Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства, целью деятельности которой является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

На состоявшемся в начале февраля 2012 года форуме «Россия-2012» Президент Российской Федерации В.В.Путин, среди инициатив по улучшению экономической ситуации в стране, инвестиционного климата, мер поддержки предпринимателей назвал введение института Уполномоченного по правам предпринимателей: «В России появится уполномоченный по защите прав всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов. Он получит особый процессуальный статус».

Указом Президента Российской Федерации №879 от 22.06.2012 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» Титов Борис Юрьевич назначен Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Основной целью создания института Уполномоченного, являлось создание правозащитного института обеспечения гарантий эффективной защиты прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности, деятельность Уполномоченного призвана дополнить существующие в России средства и институты защиты прав и свобод предпринимателей, не отменяя и не пересматривая компетенцию государственных органов.

Образование правозащитного института Уполномоченного должно поднять на новый уровень отношения между государством и бизнессообществом, как российским так и зарубежным, содействовать преодолению предпринимателями административных барьеров, бюрократии и коррупционных явлений, с которыми предпринимателям приходится сталкиваться и бороться.

Деятельность Уполномоченных должна стать одним из альтернативных способов разрешения конфликтов между предпринимательским сообществом и государством в лице его государственных органов управления и контроля.

Деятельность Уполномоченных регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – «Закон») и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Наряду с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, законами субъектов Российской Федерации могут учреждаться должности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.

Основные задачи Уполномоченных изложены в статье 2 Закона, ими являются:

  • защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
  • осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской

деятельности;

  • взаимодействие с предпринимательским сообществом;
  • участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, улучшения делового климата.

Для реализации указанных задач, Уполномоченным Законом предоставлен перечень инструментов, которые Уполномоченные имеют право использовать, в числе которых права:

  • запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
  • беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации (преступления в сфере предпринимательской деятельности), без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;
  • принимать участие в выездных проверках, проводимых в отношении предпринимателей в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
  • давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, являющиеся обязательными для рассмотрения органами исполнительной власти;
  • направлять предложения о принятии нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности Уполномоченного, в органы

государственной власти и органы местного самоуправления;

  • одновременно с обжалованием в судебном порядке не нормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления, предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного;
  • направлять в органы государственной власти и местного самоуправления свои заключения с указанием необходимых мер по восстановлению прав предпринимателей;
  • обращаться в суд с заявлением о признании недействительными не нормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов;
  • обращаться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;
  • обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов;
  • направлять в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной

ответственности;

Кроме того, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе:

  • направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, свои предложения об обращении с запросом о соответствии тех или иных правовых актов Конституции РФ;
  • направлять предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов

Российской  Федерации, об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; Правительству Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативно-правовых актов принятых федеральными органами исполнительной власти; главам субъектов Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов.

Нельзя не отметить, что, при на первый взгляд достаточно широком наборе правовых инструментов, имеющихся у Уполномоченных, действия Уполномоченных не имеют распорядительной (обязательной к исполнению) силы как для предпринимателей, так и для органов государственной власти и местного самоуправления.

Ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей предусмотрена статьей 17.2.2. КоАП РФ, в то же время, ответственность за воспрепятствование деятельности региональных Уполномоченных федеральным законодательством не предусмотрена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

За достаточно короткий период существования института Уполномоченных, на федеральном уровне были реализованы следующие инициативы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей:

  • принят пакет поправок и изменений уголовного законодательства, направленных на гуманизацию уголовного законодательства, в том числе введены 6 специальных статей Уголовного кодекса РФ, квалифицирующих отдельные виды мошенничества (мошенничество: в сфере кредитования, при получении выплат, с использованием платежных карт, в сфере предпринимательской деятельности, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации);
  • изменены правила возбуждения  уголовных дел  в  сфере предпринимательской деятельности (для возбуждения уголовного дела теперь требуется заявление потерпевшего);
  • ужесточена ответственность за фальсификацию результатов оперативнорозыскной деятельности;
  • конкретизированы и дополнительно регламентированы правила изъятия документов и (или) электронных носителей информации в ходе оперативнорозыскных мероприятий;
  • действие Федерального закона от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» распространено также на индивидуальных предпринимателей.

 

Из последних инициатив Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, которые в настоящее время находятся в стадии рассмотрения, можно отметить следующие:

  • инициатива создания единого реестра проведения контрольно-надзорных мероприятий (с единой нумерацией и размещением основных документов, свидетельствующих о законности проведения проверок), нашедшая отражение в Послании Президента РФ Федеральному Собранию;
  • инициатива временного снижения размера социальных взносов индивидуальных предпринимателей.

Несмотря на то, что институт Уполномоченных существует в России около двух с половиной лет, очевидна его востребованность и необходимость развития и совершенствования.

Институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право» – 2/2014) pdf